О гарнитурах, зачем и как

Если коротко — смотрим табличку. Дальше объяснения по тексту.

О мотогарнитурах.

Просто одевая шлем, особенно интеграл, мы ограничиваем наше взаимодействие с внешним миром практически теряя возможность слышать и говорить. Если мы двигаемся даже со скоростью 20 км. в час на моте нам остается только подавать знаки нашим пассажирам или другим мотоциклистам едущим с нами. Предупредить других об опасности на дороге, договориться об остановке, услышать команду навигатора, ответить на важный телефонный звонок, музыку послушать — все это становится недоступным в шлеме на мотоцикле.

Для решения этих вопросов и были выдуманы мотогарнитуры.

Идеальная гарнитура должна уметь, от простого к сложному:

  • взаимодействия с телефоном — слышать команды навигатора, принять звонок и поговорить, совершить звонок, послушать музыку с телефона. Взаимодействовать голосом с Сири или андроид ассистентом. Один из знакомых голосом надиктовывает свои впечатления от поездки и тут же отправляет их себе на электронку в виде текста. Потом получаются отличные отчеты.
  • иногда необходимо подключение второго девайса по блютусу, например когда навигатор — отдельное устройство.
  • связь с пассажиром и другими мотоциклистами в группе — конференц связь.
  • гарнитура должна удобно устанавливаться в шлем и должно быть удобно пользоваться управляя мотоциклом.
  • Хочется высокого качества звука и возможности голосового управления гарнитурой и телефоном.

Что есть на рынке.

От простого к сложному:

Можно катать с обычной проводной гарнитурой, подключенной к телефону. Из-за посторонних шумов, мешающих проводов вы не сможете использовать этот метод на более ли менее постоянной основе. Не решает вопроса конференц-связи с другими мотоциклистами в группе.

Можно использовать блютус гарнитуру. Есть даже китайские варианты, адаптированные под шлемы. Например такие как на фото ниже. Вопрос конференц связи также не решен.

блютуз гарнитура no-name
блютуз гарнитура no-name

Еще есть старые добрые радиостанции и всякие адаптеры под них, для использования на мото. Допускаю, что из-за дальности связи, для определенных целей это может быть неплохим решением. Но применение очень ограничено и нет возможности использовать телефон. 

Адаптер к радиостанции

Наиболее оптимальным решением для мото являются блютуз гарнитуры, в которых блютуз каналы используются для подключения к телефону и организации конференц вызовов. Такие гарнитуры выпускаются специально для мотоциклистов, адаптированы под различные шлемы и имеют много дополнительных функций специфичных для мото. Несколько примеров:

midland мотогарнитура
Midland мотогарнитура
No-name с амазона за 45$
Sena S30K — серьезный аппарат
Scala Rider — еще один пример достойный рассмотрения

Пристального рассмотрения при выборе гарнитуры для поездок на мотоцикле заслуживают только два последних производителя по нескольким причинам.

Китайские производители — не имею ничего против них, но опыта мало а тема уж очень специфична, им еще лет 5 — 10 надо будет набираться опыта.

Midland — очень уважаемая контора в мире профессионального радио. Но серьезных отзывов о них не встречал, да и дороговаты они.

Остаются Sena и Scala Rider. Обе конторы специализируются на связи для мото, имеют громадный опыт. Это как Canon и Nikon в мире фото.  С одной тонкостью — Scala Rider доступна бу/ легкое бу / витринные экземпляры по очень приемлемым ценам. 

Scala или Sena — смотрим видео )))

Собственно по этому на данном сайте представлен исключительно Scala Rider.

Выбираем мотогарнитуру Scala Rider от Cardo.

Самое простое, как обычная блютуз гарнитура для работы с телефоном — принимать звонки, управлять голосом телефоном, слушать музыку с телефона, получать подсказки от телефонного навигатора. Особенности Scala Rider в этом смысле:

  • возможность удобного крепления на шлем
  • увеличенная громкость динамиков
  • качество звука
  • борьба с посторонними шумами в тракте микрофона — использование продвинутых алгоритмов шумоподавления и дизайна самих микрофонов и ветрогасителей. Да, на скорости 80-100км./час можно комфортно говорить по телефону, если вы считаете это достаточно безопасным, и ваш собеседник не поймет, что вы на байке. Между прочим, Scala Rider выпускает адаптированные гарнитуры для снегоходов, они отличаются от мотогарнитур только программными алгоритмами шумоподавления и разница очень существенна, если использовать их на мотоцикле.
  • системы голосового управления гарнитурами и подключенными девайсами
  • автоматическая регулировка уровня громкости в зависимости от уровня внешнего шума

Интерком

Kонференц / интерком связь между байкерами. Что-то похожее на радиостанцию, но с возможностью работы в дуплексном режиме, когда все участники могут говорить одновременно. Исторически это была связь пилот — пассажир, далее стали увеличивать радиус действия связи, получилось связать два мотоцикла райдер — райдер. Далее добавили еще один канал связи и получилась звезда из трех участников, которые могут говорить друг с другом одновременно, далее, манипуляциями с софтом удалось число участников смогли увеличить до 4х, когда каждый поддерживает связь с двумя другими. Радиус действия увеличился до 1,6км., согласно рекламным заявлениям производителя. Ну до 800 метров так точно. Далее появилась возможность вызывать одного из 8 байкеров в группе. На установление связи между гарнитурами всегда уходила секунда/другая, все изменилось с появлением технологии DMC — она позволяет группе до 15 байкеров быть на связи друг с другом постоянно, теперь можно предупредить других об опасности на дороге и не ждать несколько секунд пока связь будет установлена, значительно увеличилась радиус действия.

Итак по порядку от простых моделей к продвинутым.

Q-Solo, Freecom 1, QZ

Самый простой вариант — блютуз гарнитура, для установки в шлем и связи с  телефоном и GPS навигатором или парой телефонов.

У Cardo это всякие Q-Solo, Freecom 1 и более ранние версии, например QZ. У них у всех один недостаток — отсутствует технология интерком/конференц/прямой связи между мотоциклистами/пассажирами. А это основное требование для меня — поговорить с пассажиром или райдерами в группе, аналогично использованию рации. Краткое руководство Freecom 1 для понимания функциональности.

Q-solo
Q-solo, простейшая блютуз гарнитура
Freecom 1
Freecom 1

Из того, что поддерживает связь Райдер — Райдер или Райдер — Пассажир:

Q3

Начальный вариант за недорого.

Q3

Ограниченная дальность — до 1км. по заявлениям производителя. Значит реально — метров 500. Возможность подключения трех таких-же устройств друг к другу, но говорить можно в режиме конференции только с одним, переключаясь между предварительно настроенными гарнитурами. Идеально, при обучении, когда вам нужна связь только с одним мотоциклом. Так же хорошо подойдет для пассажира, который может быть включен в общую группу с помощью более продвинутой гарнитурой первого номера.

Если ваши друзья ездят с G4, G9 — вы сможете общаться втроем одновременно. Отличный вариант для начального уровня или под специфические задачи.

Scala Rider G4.

Самый простой и приемлемый вариант, покрывающий основные потребности: Scala Rider G4.

G4 гарнитура с поддержкой конференц вызовов
G4 гарнитура с поддержкой конференц вызовов

Что умеет:

  • работать с двумя классическими блютуз устройствами: Телефон или GPS навигатор и устройство поддерживающее профиль A2DP — второй телефон или mp3 плеер.
  • имеет встроенное FM радио
  • может подключаться обычным проводом 3,5мм к аудиосистеме мотоцикла или к mp3 проигрывателю.
  • два канала блютуз интеркома для подключения еще двух мотоциклистов по одному на каждый канал в группу из трех участников конференц связи или подключение еще трех участников интерком связи «цепочкой» — двух пар пассажир — райдер.
  • автоматическая регулировка уровня громкости в зависимости от внешнего шума: выше скорость — выше внешние шумы — громче динамики
  • громкости динамиков хватает даже для тех, кто использует беруши в поездках
  • отличная ветрозащита микрофона и алгоритмы подавления шумов от двигателя мотоцикла и ветра — звук действительно отличного качества

Из плюсов — надежно, просто, покрывает все минимальные требования чтоб покатать с товарищем, договориться где и когда остановиться, на какую заправку заехать. Для открытия связи с напарником — нажимаете кнопку нужного канала, к которому раннее привязана гарнитура товарища или просто что-то громко произносите, связь устанавливается за секунду, другую и вы общаетесь. Если молчите более 30сек. связь разрывается, гарнитуры переходят в режим ожидания или, например, воспроизведения музыки с телефона.

Все настройки производятся  манипуляциями с кнопками. Учитывая страну происхождения гарнитуры — США, манипуляции не отличаются простотой, те кто пользовался классическими телефонами Моторола поймут о чем я, и да, надежность у Scala Rider тоже похожа.

Есть примитивная программка для Windows, которая позволяет забить частоты 6 FM радиостанций и некоторых других настроеек.

По комплектации: первые гарнитуры шли с микрофоном на гибкой штанге. Производитель их позиционировал для применения с открытыми шлемами, однако вполне ставятся и нормально дружат с интегралами, на модулярах — не пробовал, видимо надо поправлять после каждого поднятия/опускания нижней части модуляра. Далее появились универсальные комплекты: микрофон на укороченной штанге — для модуляров и открытых шлемов и в комплекте микрофон на проводе для интегралов.

Ссылка на инструкцию.

Важна версия микропрограммы установленная в вашем устройстве. Подробней смотри в моей статье

G9, G9x

Двигаемся дальше по модельному ряду — G9, G9x. Исторически отличались софтом: в G9 был чуть урезанный функционал по сравнению с G9x. Позже вышла обновленная версия ПО для G9, где все ограничения с функций были сняты и единственное оставшееся отличие заключается в маркировке на корпусе.

Умеет то же, что и G4 плюс к тому

  • возможность подключить 8 других мотоциклистов в режиме интеркома и устанавливать связь с ними назвав имя
  • возможность «расшарить» звонок с телефона по интеркому с другим райдером, позволяя втроем участвовать в телефонном звонке — вы+звонящий+еще один райдер.
  • возможность транслировать вашу музыку по каналу интеркома
  • появилось онлай приложение и приложение для телефона для настройки гарнитуры, записи частот FM станций, управления именами для вызова, выполнения конференц вызова.

Комплектация включает в себя микрофон на штанге — укороченной или длинный и микрофон на проводе для установки в интеграл. Руководство пользователя на русском доступно по ссылке

Freecom 2

Гарнитура стоит особняком и позиционируется производителем для связи пилот-пассажир. Все так же возможно подключение двух устройств блютуз и есть один канал блютуз для связи с такой же гарнитурой. Почему же пилот-пассажир, а не мотоцикл-мотоцикл. Все просто радиус действия канала связи метров 100 в зоне прямой видимости. Поэтому, несмотря на очень интересную цену, применение несколько ограничено. Идеальна для пассажира, который не катает сам. У 1го номера в этом случае может быть более продвинутая модель, например с DMC — тогда 1-й номер может быть в группе с другими мотоциклами, а пассажир может быть включен в ту же группу уже через своего пилота. Идеальный вариант гарнитуры для постоянного пассажира. Ну или пара таких гарнитур для двух «одиночек» ездящих вместе.

SMARTPACK

Громадный шаг вперед в технологии коммуникации между байкерами.

Теперь можно создавать группу из 4 байкеров (15 в новой версии софта), которые постоянно находятся на связи по технологии DMC (Dynamic Mesh Communications). Раннее, чтоб установить конференц связь вам надо было голосом или нажатием кнопки инициировать звонок, до момента соединения уходило секунда — две. С новой технологией вы остаетесь на связи в группе постоянно, есть возможность, например, предупредить об опасности на дороге моментально, не ожидая секунду другую пока связь будет установлена. Связь в группе поддерживается автоматически и в случае, если группа разделилась, например 2Х2 — двое отстали, то каждая пара остается на связи друг с другом, и связь восстанавливается автоматически, когда группы вновь объединяются, попадая в радиус действия гарнитур. Производитель обещает 5 км радиус действия DMC, я бы рассчитывал на 3. Ну и обычных 1.6 км для блютус режима.

  • группа из 4х гарнитур постоянно на связи
  • Расширена зона действия связи
  • Все прежние функции в наличии аналогично G9x, осталась полная обратная совместимость с предыдущими моделями.
  • Удобное приложение для мобильных телефонов для настройки
  • Прослушиваемая музыка теперь не прекращается в момент вызова, а приглушается.
  • Ну и много других мелких приятностей.

Инструкция по ссылке

Обратите внимание: В последней версии софта убрано ограничение на связь в DMC режиме с 4мя байкерами. Теперь вы можете включать в группу 15 участников аналогично Packtalk. 

PackTalk

Развитие Smartpack, теперь

  • до 15 мотоциклистов в группе на связи по технологии DMC
  • возможность поговорить с каждым индивидуально
  • расширен радиус действия до 8 км.

Инструкция доступна по ссылке.

Ну и отличная краткая инструкция в картинках по ссылке

 

PackTalk bold

Следующий шаг в развитии гарнитур от Cardo — теперь гарнитура постоянно ждет голосовой команды. Вам не надо активировать голосовое меню кнопкой. Просто скажите ОК Google и помощник активирован.

Значительно улучшено качество звучания музыки. Если слушаете музыку в дороге — присмотритесь внимательно к этой гарнитуре.

С точки зрения конструкции — ни чего не изменилось, надпись bold добавлена к названию на корпусе гарнитуры.

Packtalk bold

Ну и отличное краткое руководство с полным перечнем доступных голосовых команд.

PackTalk slim

Функционально гарнитура полностью аналогична Packtalk bold. Отличное звучание как у Пактолк болд. Фишка в дизайне:

Толщина блока на левой стороне шлема — 6мм., он легкий — батарея расположена сзади за шеей. Таким образом исключен шум воздуха ударяющегося о блок с левой стороны шлема, не нарушается центровка самого шлема.

Однако, как это часто бывает дизайн накладывает некоторые ограничения на использование — вам теперь не удастся отстегнуть блок от шлема и заряжать его отдельно. В случае другой модели — вы могли приобрести второй комплект установки на шлем и переставлять электронный блок со шлема на шлем, теперь устройство привязано к шлему: один девайс — один шлем.

В общем за отличный дизайн и удобство использования приходится чем-то расплачиваться.

Больше подробностей в моей статье по ссылке

Ну вот мы и рассмотрели все основные гарнитуры от Cardo

JBL

Особняком стоит свежее решение 2019 от JBL. Интересно — идем по ссылке

А вы знаете, что сборка оригинальных  Scala Rider от Cardo производится в Украине, с недавних пор? Так вот, я не имею отношения к заводу производителю/производству. Все гарнитуры на сайте покупаются на рынках Европы/ Северной Америки.